profile
Опубликовано 5 лет назад по предмету Литература от ctolbovivan

чем выражен протест чацкого против фамусовского общества

  1. Ответ
    Ответ дан grishapetrov

    1. История создания комедии «Горе от ума».
    2. Причина разногласий между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
    3. Бессмертие комедии А. С. Грибоедова.

    А. С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в начале XIX века. В те годы на смену порядкам екатерининской эпохи стали приходить новые веяния, появились в русском обществе иные люди, с передовыми взглядами, желающие служить своей стране, не требуя за это ни званий, ни наград. Это было связано, безусловно, с тем патриотическим подъемом, который испытало русское общество после Отечественной войны 1812 года. Это привело передовую часть дворян в 1825 году на Сенатскую площадь с требованиями предоставления гражданских свобод и подписания конституции.

     

    В центре комедии Грибоедова стоит такой человек. В его облике, поведении, даже в фамилии современники угадывали реальное лицо — П. Я. Чаадаева. Он был философом-западником, за прогрессивные взгляды и критику современных ему порядков Чаадаева объявили сумасшедшим. Итак, противостояние Александра Чацкого и фамусовского общества составляют основной общественно-политический конфликт пьесы.

     

    Чацкий — это молодой человек, он образован и имеет свое собственное мнение на многие очень серьезные проблемы своего времени. Два года Александр Андреевич провел за границей, там он познакомился с передовыми идеями современности, видел, как живут люди в других странах. И вот он в Москве, в среде людей высшего света, в доме своего дяди, московского «туза» Фамусова. Чацкий влюблен в дочь Фамусова, Софью, с которой они вместе выросли. Детская привязанность перерастает со временем в серьезное чувство. Чацкий искренне рад встрече с Софьей и сразу начинает объясняться ей в своих чувствах. Он еще не знает, что пока его не было, Софья увлеклась Молчалиным, секретарем отца. Поэтому она холодна с Чацким и даже недовольна его пылкостью и страстностью. Чацкий растерян, он не может понять причину такого отношения к себе. Дальнейшее развитие событий определяется попытками Чацкого узнать, кто же является счастливым соперником: Молчалин или Скалозуб. Но любовный конфликт Чацкого и Софьи только внешний, который впоследствии вскрывает конфликт более глубинный, общественно-политический.

     

    Чацкий встречается с людьми, которые вхожи в дом Фамусова. Взору читателя открываются типы русского высшего общества начала XIX века. Здесь мы видим и «осколок екатерининских времен» старуху Хлестову с девочкой-арапкой, князя и княгиню Тугоуховских с шестью дочерьми, которых они желают выдать замуж как можно быстрее и удачнее. Мы встречаем и полковника Скалозуба — «хрипуна, удавленника и фагота, созвездие маневров и мазурки», как его метко характеризует Чацкий. Все эти люди ведут паразитический образ жизни, ничего не делая на благо Отечества. Их занимают только свои мелочные интересы, интриги и корыстные дела. Перед нами проходит вереница светских бездельников. К старшим относится старуха Хпестова, Максим Петрович, которого Фамусов ставит всегда в пример. Рассказывая, как он делал карьеру при дворе, не останавливаясь ни перед чем, и, когда надо, «сгибался вперегиб», даже падал перед императрицей, больно ударяясь затылком, чтобы только ее рассмешить, а для себя добиться привилегий. Для Фамусова Максим Петрович — это пример того, как надо делать карьеру. Он желает для Софьи выгодной партии со «звездами и чинами». Поэтому Фамусов обхаживает Скалозуба, объясняя это тем, что тот «золотой мешок и метит в генералы». Фамусова не беспокоит ни умственная ограниченность будущего зятя, ни его солдафонские манеры, ни то, что Софья не испытывает никаких чувств к Скалозубу. Она выбирает Молчалина (по словам Чацкого, «жалчайшее созданье»). Для Молчалина личная выгода и корысть стоят на первом месте, и все средства, по его мнению, хороши для достижения собственной выгоды. Он молод, энергичен, у него своя жизненная философия — «угождать всем людям без изъятья». При этом общественное положение этих людей для него не имеет особого значения, потому что даже самый маленький человек может пригодиться. Молчалин не имеет собственного мнения, вернее, имеет, но не высказывает его вслух: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Причину этого он объясняет Чацкому: «В чинах мы небольших». Чтобы осуществить свои корыстные планы, Молчалин прикидывается влюбленным в Софью, которая, начитавшись французских романов, мечтает о «высоком чувстве», о томных взглядах, о вздохах, страданиях. И, конечно, она попала в сети, расставленные Молчалиным.

     

    Видя этих людей, общаясь с ними, Чацкий не может понять, почему Софья не замечает в них того, что так явно видно ему. Ситуация накаляется, и Чацкий произносит свои знаменитые монологи. В первую очередь, это монолог о стариках, о так называемых «судьях», законодателях мод, которые «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Другой — о засилии всего иностранного, о «рабском, слепом подражании», о «чужевластьи мод». Чацкий гневно вопрошает: может много но пойдет

Самые новые вопросы